Telegram известен обилием каналов на политическую тему. Философия и гуманитарные науки представлены в информационном поле этого мессенджера гораздо хуже. Однако нам удалось найти интересные каналы в Telegram, которые точно не стоит пропускать всем интересующимся философией и социологией.
В нашем списке – семь ссылок. Конечно, Telegram-каналов, в которых освещаются вопросы гуманитарного знания, намного больше. Все ресурсы, представленные ниже – выбор редакции.
Канал им. Гоббса
“Канал об основных трендах политической науки и мысли. Выкладываем обзоры новых книг и статей, следим за крупнейшими международными исследовательскими проектами и блогами известных политологов и философов”.
Очень интересный канал, который постит свою критику текстов и идей в области политической философии, часто выкладывает работы и делится ссылками.
Пример поста:
Высокий риск появления неофеодализма объясняется следующими соображениями. Как убедительно доказал Пикетти своими исследованиями, капитал распределяется все более неравномерно, а обладание им является основной детерминантой дохода. Учитывая, что роботы и другие технологии ИИ — это тот же капитал, нет сомнений, что обладание подобными технологиями будет также монополизировано. Следовательно, беря во внимание их колоссальный потенциал по созданию прибыли, а также их потенциал в качестве субститута человеческого труда, напрашивается вывод, что мы на пороге мира, где уровень неравенства породит фактически неофеодальную политическую систему.
Pastiche Project
Канал пишет о находках и событиях из области философии, делится ссылками. Имеет странички в ВК и FB, которые на данный момент заброшены.
Пример поста:
Считается, что бессмысленный, усложняющий мысль и путающий все на свете профессиональный жаргон – это характеристика континентальной философии, особенно постмодернизма. Бывает, на этом удачно спекулируют: например, пранк Сокала или недавняя публикация про «концептуальный пенис», за которой стояли философы Пол Богосян и Джеймс Линдсей, об этом. Но вообще аналитическая философия не менее склонна к дурацкому, самовоспроизводимому слэнгу, без «концептуальных пенисов» и «трансгрессий трансгрессии», но с «зомби», «дефинитивными дескрипциями, ведущими к признанию нематериального характера квалиа» и подобным. В общем, мы очень ждем аналогичного шутке Сокала пранка в аналитической философии. Пока же – вот вам забавная таблица для генерирования бессмысленных фраз на аналитико-философском жаргоне. Выходит неплохо:«Despite Quine’s influence, all too many have affirmed that supposed mind/body “problems” are not a logically sufficient condition for instances of nomological necessity».
παραχαράττειν τὸ νόμισμα
Канал философа, журналиста и публициста Стаса Нарановича. Много постов по античной философии.
Пример поста:
Модный философ Онфре в книжке «Космос» ругает Делеза за то, что тот переврал Ницше, приписав ему концепт вечного возвращения не как возвращения одного и того же, а всегда другого. Мол, не было никакого такого вечного возвращения у Ницше. Ну-ну, думаю. Лучше бы тебя не было, Онфре.
The Technodeterminist Papers
Канал доцента НИУ ВШЭ Кирилла Мартынова. Посвящён роботам, искусственному интеллекту и влиянии технологии на общество.
Пример поста:
Китайское правительство, не слишком привлекая внимание, разрабатывает самую масштабную систему социального контроля в истории человечества. В рамках этой системы каждому гражданину будет присвоен рейтинг, и социально одобряемые действия (любить КПК, не писать в соцсетях о диссидентах, вести образ жизни добропорядочного семьянина т.п.) будут рейтинг повышать, а гражданин с высоким рейтингом – получать бонусы и льготы. Лица с низкими рейтингами будут вытесняться из общественной жизни Это вообще очень важный сюжет: как нелиберальные и авторитарные правительства, без тормозов в виде судебной системы и гражданского общества, будут пректировать свои собственные версии техноутопий.
syg.ma
Канал сайта syg.ma – “платформы для публикации текстов о человеке, культурных явлениях и обществе”.
Пример поста:
Широкой публике Бодрийяр известен как «отец симулякров», но в западной критике наиболее важным его вкладом считается разворот от традиционной философии субъективности к объектно-ориентированной теории. Главным различием между банальной и фатальной теориями является то, что в одной субъект по-прежнему считается коварнее, чем объект, а в другой предполагается, что объект всегда коварнее, циничнее, гениальнее, чем субъект, которого он «дразнит» и, наконец, «соблазняет». Тем самым приходит конец классическому отношению субъекта и объекта, когда первый всегда говорил от имени второго. Новый мир — это бессубъектный мир объектов. Но бесстрастная «кристаллическая» логика объекта совершенно иная, чем привычная нам логика желания субъекта. Нам еще предстоит прочувствовать ее на себе. Собственно, в этом и заключается фатальная стратегия: признать верховенство объекта и перейти на его сторону, перенимая все его коварство и правила игры.
Linguistics Library
Канал, ежедневно публикующий литературу по различным лингвистическим наукам и когнитивистике.
Философское кафе
Телеграм редакции журнала “Финиковый Компот”. Обзор литературы и новости философского сообщества.
Пример поста:
Сергей Иванович Соболевский никогда не говорил о политике. Но однажды году в 1944-1945 студенты услышали, как он в коридоре университета обсуждает с кем-то подробности военно-морской операции. Все очень удивились, но вскоре обнаружили, что речь идет о какой-то греко-персидской наумахии.
– Сергей Иванович, Вы так хорошо знаете древнюю литературу, а как Вы к современной относитесь? – спрашивают у Соболевского уже после войны, имея в виду, конечно, советскую.
– Прочитал недавно “Анну Каренину” – ну, ничего, неплохо написано…