Раскол сознания: полюса мышления древнего человека (“Варяг”, Senua’s Saga) // Derrunda

На днях я посмотрел фильм “Варяг” 2022 года, снятый Робертом Эггерсом, и вспомнил о двух событиях: в истории культуры и в истории психологии/философии. Возможно, именование появления игры “Hellblade: Senua’s Sacrifice” и книги Джулиана Джеймсона “Происхождение сознания в процессе краха двухпалатного разума” событиями – громкий поступок, однако оба произведения вызвали резонанс, игра привлекла внимание не только любителей игр, она встретила отклик именно как художественная работа, заслужив премию BAFTA в 4 номинациях, а книга Джеймсона до сих пор находит место в стенах академии и рассматривается на разных курсах, посвященных сознанию и психологии.

Это воспоминание обязано канве повествования и истории из фильма о принце Амлете, наследнике королевства, особенностям его мышления, отраженным в фильме и приносящем в кинокартину элементы фэнтези. Не вдаваясь в детали сюжета, скажу, что образ Амлета с первого акта фильма (он состоит из нескольких актов) строится вокруг сосредоточения мистических элементов культуры викингов. Видения, мистические ритуалы, разговоры о богах и колдовстве, пророчество, становление берсерком. Постепенно мы понимаем, что Амлет – не просто оторванный от исходно показанной действительности, чье ядро – король Орвандилл и его правление, опирающееся на глубокую веру в истинность магического мироощущения, но далекий от обновленного с кончиной короля мира. Сперва – Амлет беглец, сумевший уцелеть во время переворота, после – Амлет беглец, намеренно последовавший зову судьбы и вновь ушедший из общества, ведомого мифами. В конце концов основное действие фильма разворачивается в мире, где воззрения Амлета частично ставятся под сомнения, его мироощущение буквально называется сказкой, а переживаемые события открываются зрителю с двух перспектив: наваждения, которое мы разделяем, и реальности, лишенной чар верований, унаследованных от отца.


Обозначенная двойственность походит на то, что мы видим в истории Сенуи и узнаем из книги Джулиана Джеймсона. Ее источник – двухпалатность сознания или бикамеральность. Суть гипотезы (это именно гипотеза) бикамерализма в расколе сознания древнего человека на две области, где одна олицетворяет сущность посюсторонних магических сил и обращается ко второй, как бы активной, но молчаливой области субъекта. Так при прохождении компьютерной игры мы погружаемся благодаря аудиальным и визуальным эффектам в около-шизофреническое восприятие Сенуи, в котором оживают мифы и кошмары, где обитает мифология, заколдовывающая мир. Так же Амлет смотрит на мир: где сбывается пророчество, где творится предначертанное, где духи и провидцы общаются с ним, где возможно явление Одина и бой с драугом. Наиболее контрастно это ощущается в конфликте с обществом, в котором разворачивается большая часть истории и которое, с одной стороны, сохраняет черты общины с соответствующими религиозными обрядами и ритуалами, а с другой – пытается оспаривать пронизанную магией судьбу Амлета от ее истоков до завершения.

Что касается книги, то она в самом деле занимательная, хотя и встречает возражения, основывающиеся на художественных источниках, которые, впрочем, она и сама использует в качестве базы для осмысления. Её краеугольный камень – интерпретация внутреннего диалога и использование характера религиозных воззрений, рассматривавших многих божеств в качестве реального содержания мира, то есть посюсторонних обитателей бытия. Таким образом, в качестве причины предлагается сам механизм восприятия и осмысления опыта, что служит мостом для перехода к ракурсу, открывающему суть мистического опыта Амлета и Сенуи.

Похожее